Конфуций - цитаты и высказывания

  • Благородный муж понимает справедливость, а малый человек – выгоду.

  • Владеть собою настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, — вот правильный путь жизни, истинное поведение.

  • Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни.

  • Если служишь государю, уважение к обязанностям должно стоять выше заботы о пропитании.

  • Если утром услышишь, что возобладал путь, вечером можешь умереть без сожалений.

  • Благородный превыше всего почитает долг. Благородный человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может стать мятежником. Низкий человек, наделенный отвагой, но не ведающий долга, может пуститься в разбой.

  • При разных принципах не найти общего языка.

  • Обучение без мысли — потерянный труд; мысль без обучения — опасна.

  • Я еще ни разу не встречал человека, совершенно лишенного эгоизма. Если бы мне удалось встретиться с человеком твердых правил, и этого было бы достаточно. В самом деле, непросто никогда не думать о том, имеешь ты или нет, пуст ты или наполнен, переживаешь невзгоды или благоденствие.

  • Есть добродетельные, бегущие от мира, еще есть бегущие из места, еще есть бегущие от взгляда, еще есть бегущие от слова.

  • Лишенные человечности не могут ни подолгу выносить превратности, ни подолгу оставаться счастливыми. Кто человечен, тем человечность доставляет удовольствие, мудрым она приносит пользу.

  • Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый лёгкий и путь опыта – это путь самый горький.

  • Ученый, ищущий истину, но стыдящийся бедной одежды и грубой пищи! О чем тут еще говорить!

  • Слово, руководствуясь которым, можно прожить всю жизнь — снисходительность.

  • Не полагайся на мнениеучителя в том, что касается человечности.

  • Попытайтесь быть хотя бы немного добрее, и вы увидите, что будете не в состоянии совершить дурной поступок.

  • Благородные муж помогает людям увидеть то, что есть в них доброго, и не учит людей видеть то, что есть в них дурного. А низкий человек поступает наоборот.

  • Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог. Человечность — вот ноша, которую несет он: разве не тяжела она? Только смерть завершает его путь: разве не долог он?

  • Легче зажечь маленькуюсвечу, чем клясть темноту.

  • Обладающий добродетелью всегда имеет что сказать. Имеющий что сказать не всегда обладает добродетелью. Человечный всегда мужественен. Мужественный не всегда человечен.

  • Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — это когда тебя любят, настоящее счастье — это когда любишь ты.

  • Победа — это поражение.

  • Как может благородный муж добиться имени, если отвергнет человечность? Благородный муж не расстается с человечностью даже на время трапезы. Он непременно с ней, когда спешит, и непременно с ней, когда находится в опасности.

  • Побороть дурные привычки легче сегодня, чем завтра.

  • Тот, который передвигает горы, сначала убирает маленькие камешки.

  • Благородный муж трудится для того, чтобы приблизиться к пути, а не для того, чтобы добыть пропитание. Будешь пахать – и это не спасет тебя от голода. Учись – и обретешь жалованье. Благородный муж беспокоится о пути и не беспокоится о бедности.

  • Ныне почитать родителей — это значит уметь кормить. Но и лошади могут тоже получить пропитание. Как же отличить одно от другого, если не будет самой почтительности?

  • Если он способен исправляться сам, какие затруднения могут ему встретиться на общественном поприще? А если он не может сам исправиться, как он будет исправлять других?

  • Присматривайся, к чему стремится человек при жизни своего отца и как он ведет себя после отцовской смерти. Если по истечении трех лет он не сошел с пути своего отца, то можно считать, что он обладает сыновней почтительностью.

  • Народ можно принудить к послушанию, но его нельзя принудить к знанию.

  • Как мы можем знать, что такое смерть, когда мы не знаем еще, что такое жизнь?

  • У обыкновенной женщины ума столько, сколько у курицы, а у необыкновенной — сколько у двух.

  • Молчание — великий (верный) друг, который никогда не изменит.

  • В обществе служи сановникам, в домеотцу и старшим братьям. Не пренебрегай траурными обрядами, не злоупотребляй вином. Что в этом для меня трудного?

  • Лишь та — ошибка, что не исправляется.

  • Не заботьтесь о том, что вас не ценят. Думайте лучше о недостатке ваших способностей.

  • Кто ненавидит то, что лишено милосердия, тот проявляет милосердие.

  • Секретдоброго правления: правитель да будет правителем, подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном.

  • В отношениях с друзьями советуй им делать лишь то, что они способны сделать, и веди их к добру, не нарушая приличий, но не пытайся действовать там, где нет надежды на успех. Не ставь себя в унизительное положение.

  • Выбери работу, которую ты любишь, и тебе никогда не придется работать в твоей жизни.

  • Будучи поставлен высоко, не имеет терпимости, исполняя ритуалы, не имеет уважения, в трауре не знает печали. Что тут сказать?

  • Есть три вещи, которые стоят против благородного человека. В молодости — похоть. Когда он сильный — склочность. Когда он стар — жадность.

  • В любом селении из десяти домов найдется человек, который не уступит мне в добродетели. Но никто не сравнится со мной в любви к учению

  • Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.

  • По своей природе люди близки друг к другу; по своим привычкам люди далеки друг от друга.

  • Красивые слова и вкрадчивые нотки, редко имеют что—то общего с истинной добродетелью.

  • Тот, кто желает сохранить добро других людей, уже сохранил свое собственное.

  • Не познав судьбы, нельзя стать благородным мужем. Не познав должного, нельзя обрести опору в жизни. Не научившись понимать истинный смысл слов, нельзя знать людей.

  • Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не может стать успешным без достаточного количества трудных попыток.

  • Благородный с достоинством ожидает велений Неба. Низкий человек суетливо поджидает удачу.

  • Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.

  • Благородный муж постигает справедливость. Малый человек постигает выгоду.

  • Благородный муж стыдится, когда его слова затмевают поступки.

  • Влечение душ превращается в дружбу, влечение ума превращается в уважение, влечение тел превращается в страсть. И только все вместе может превратиться в любовь.

  • Встретив достойного человека, стремитесь с ним сравняться; встретив недостойного, вникайте внутрь себя.

  • Если новые методы лечения хороши, это не означает, что плохи старые.

  • Ученый человек, устремляющийся к пути, но стыдящийся своей бедной одежды и дурной пищи, не стоит того, чтобы о нем говорить.

  • Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.

  • Служа господину, во всем следуй ритуалу, и пусть себе другие думают, будто ты угодничаешь.

  • Когда мудрец держится закона добродетели, то он скрывает это от взоров людей и не жалеет о том, что он никому не известен.

  • Тот, кто не может наставить к добру своих домашних, не может учиться сам.

  • Если управлять по закону, а воспитывать наказаниями, народ будет покорен, но лишен стыда. Если же править на основе добродетели и воспитывать с помощью ритуалов, людям будет знаком стыд и сознательное стремление к лучшему.

  • Необъезженную лошадь можно приучить к упряжке. Металлу, плавящемуся в тигле, можно придать нужную форму. Только из скучающего бездельника до конца жизни ничего не выйдет. Байша говорил: «Иметь много болезней не зазорно. Если за всю жизнь ничем не переболел, — это беда»

  • Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно.

  • Все вещи имеют корень и его последствия; все дела имеют начало и конец.

  • Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправить их.

  • Когда не говорите с тем, с кем можно говорить, то упускаете таланты; когда же говорите с тем, с кем говорить нельзя, то тратите слова напрасно. Но умный никого не упускает и не тратит слов напрасно.

  • Пять достоинств для участия в управлении: Благородный муж, оказывая милость, не несет расходов. Не вызывает злобы у людей, когда заставляет их трудиться. Его желания несовместимы с жадностью Он полон величавости, но чужд высокомерия. Он грозен, но в нем нет свирепости.

  • Остерегайся вкушать удовольствия, которые могут стоить слез твоему ближнему.

  • Забота, то есть внимание к другим, — это основа хорошей жизни, основа хорошего общества.

  • Благородный муж свободен и нестеснен. Малый человек угнетен и печален.

  • Не обладая твердостью, благородному мужу не добиться уважения, и знания его не будут прочными. Благородный всегда отстаивает преданность и честность, и нет у него друга, который бы не был ему равным. Он без колебаний исправляет свои ошибки.

  • В прежние времена учились для себя. В наше время учатся для других.

  • Когда определится взгляд на вещи, то будет приобретено знание; когда приобретено знание, то воля будет стремиться к правде; когда стремление воли удовлетворено, то сердце сделается добрым; когда сердце сделается добрым, то будет приобретен нравственный взгляд на вещи, ведущий к добродетели.

  • Благородный муж всегда верен справедливости, независимо от того, насколько ему верны люди.

  • Можно заставить народ следовать принципам справедливости и разума, но невозможно заставить его их понять.

  • По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки.

  • Учиться и, когда придет время, прикладывать усвоенное к делу — разве это не прекрасно! Беседовать с другом, приехавшим издалека, — разве это не радостно! Не быть по достоинству оцененным светом и не таить обиду — разве это не возвышенно!

  • Однажды я провел в размышлениях целый день без еды и целую ночь без сна, но я ничего не добился. Было бы лучше посвятить то время учению.

  • Благородный думает о праведном пути и не думает о пропитании. Он может трудиться в поле — и быть голодным. Он может посвятить себя учению — и принимать щедрые награды. Но благородный беспокоится о праведном пути и не беспокоится о бедности.

  • Владеть собой настолько, чтоб уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы поступали с нами, — вот что можно назвать учением о человеколюбии.

  • Искусство владения языком состоит в том, чтобы быть понятым.

  • Признаваться в своих недостатках, когда нас упрекают в них, — это скромность, открывать их своим друзьям — простодушие, доверчивость, выставлять же их перед всеми — гордость.

  • Благородный муж — не орудие

  • Утром познав истину, вечером можно умереть.

  • Сердитый человек всегда полон яда.

  • Храни до самой смерти преданность своему пути.

  • Не зная жизни, как узнаешь, что такое смерть?

  • Если У тебя не будет дурных мыслей, не будет и дурных поступков.

  • Учись так, словно твоих знаний тебе вечно не хватает и ты страшишься их растерять.

  • Если бы мне суждено было провести в учении еще несколько лет, то в пятьдесят я бы уже избавился от главных пороков.

  • Благородный муж доволен собой, но не соревнуется с другими. Он бывает в обществе, но не встает ни на чью сторону.

  • Когда определится взгляд на вещи, то будет приобретено знание, то воля будет стремиться к правде; когда стремление воли удовлетворено, то сердце сделается добрым; когда сердце сделается добрым, то будет приобретен нравственный взгляд на вещи, ведущие к добродетели.

  • Прежде чем вы встанете на путь мести, выройте две могилы.

  • Решительность, упорство, простота и скромность в речах близки к человечности.

  • Можно всю жизнь проклинать темноту, а можно зажечь маленькуюсвечку.

  • Мое дело, кажется, безнадежно. Я еще не встречал человека, который, зная о своих ошибках, признал бы свою вину перед самим собой

  • Уважайте себя и другие будут уважать вас.

  • В дела другого не вникай, когда не на его ты месте.

  • Я весь день ничего не ел, всю ночь совсем не спал и все думал. От этого не было никакой пользы, и учением это по—настоящему назвать нельзя.

Смотрите еще цитаты: