-
Добром отвечают на добро, а на зло отвечают справедливостью.
-
Искренне стремиться к человечности – значит не ведать пороков.
-
К молодым людям нельзя относиться свысока. Очень может быть, что повзрослев, они станут выдающимися мужами. Только тот, кто ничего не достиг, дожив до сорока или пятидесяти лет, не заслуживает уважения.
-
Не делай другому того, чего себе не пожелаешь
-
Совершать жертвенные обряды в честь кого—либо, кроме умерших членов семьи, значит опускаться до низкой лести.
-
Если не можешь быть с теми, кто идет по среднему пути, примкни к необузданным или благонравным. Необузданные наступают и захватывают. Благонравные удерживаются от определенных поступков.
-
Трусость в том, чтобы знать, что должен делать и не делать этого.
-
Если не знаешь чего—либо, признай, что не знаешь — это и есть знание.
-
Видя перед собой добро, я бегу вперед так, словно боюсь отстать. Видя перед собой зло, я бегу прочь так, словно ступил ногой в кипящую воду
-
Искусной речью затемняют добродетель, а небольшое нетерпение может помешать великим замыслам.
-
Если меч понадобится тебе лишь раз, ты должен носить его всю жизнь.
-
В стране, которой правят хорошо, стыдятся бедности. В стране, которой правят плохо, стыдятся богатства.
-
Четыре недостатка, которые необходимо устранять правителю: Казнить тех, кого не наставляли, – значит быть жестоким. Требовать исполнения, не предупредив заранее, – значит проявлять насилие. Медлить с приказом и при этом добиваться срочности – значит наносить ущерб. Скупиться, оделяя чем—либо людей, – значит поступать казенно.
-
Благородный муж, сознавая свое превосходство, никому его не показывает, он легко сходится с людьми, но остается беспристрастным.
-
Трудно не роптать в бедности. Легко не кичиться в богатстве.
-
Те, кто обладают врожденными знаниями, стоят выше всех.За ними следуют те, кто приобретают знания благодаря учению. Далее следуют те, кто приступают к учению, встретившись с трудностями. Те же, кто, встретившись с трудностями, не учатся, стоят ниже всех.
-
Приобретенное мудростью, но не скрепленное человечностью, обретя, утратишь. Приобретенное мудростью, скрепленное человечностью, но не освященное достоинством не заслужит уважения у народа. Приобретенное мудростью, скрепленное человечностью и освященное достоинством, но не исполненное в соответствии с ритуалом все еще не совершенно.
-
Нетерпимость в малом разрушает великий замысел.
-
Если нельзя победить в сражении, лучше в него не ввязываться.
-
Управляя страной тысячи боевых колесниц, почитай власти и будь честен; не расточай средств и люби людей; заставляй народ работать только, когда для этого подошло время.
-
Посылать людей на войну необученными — значит предавать их.
-
Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе — вот что такое истинная человечность. Быть человечным или не быть — это зависит только от нас самих.
-
При виде достойного человека думай о том, чтобы сравняться с ним, а при виде недостойного исследуй самого себя из опасения, как бы у тебя не было таких же недостатков.
-
Платить добром за зло — нелепость. Чем же тогда платить за добро?
-
Благородный живет в согласии со всеми, а низкий человек ищет себе подобных.
-
Что значит быть кому—то другом… Будь честен с ним, когда даешь ему совет, и побуждай к хорошему. Но если он не слушает, то не настаивай, чтобы не быть униженным.
-
Если в человеке естество затмит воспитанность, получится дикарь, а если воспитанность затмит естество, получится знаток писаний. Лишь тот, в ком естество и воспитанность пребывают в равновесии, может считаться достойным мужем. Истинно человечный муж добивается всего собственными усилиями.
-
Только самые мудрые и самые глупые не поддаются обучению.
-
Пять вещей составляют совершенную добродетель: серьезность, щедрость души, искренность, усердие и доброта.
-
Перед тем как мстить, вырой две могилы.
-
Если у вас есть возможность явить милосердие, не пропускайте вперед даже учителя.
-
Благородный муж понимает высшее. Малый человек понимает низшее.
-
Тот, кто обладает моралью, непременно умеет хорошо говорить; но тот, кто умеет хорошо говорить, не обязательно обладает моралью.
-
У себя дома молодые должны проявлять почтительность к родителям, а вне дома любовь к ближним. Они должны быть благоразумны и честны. Они должны любить всех людей и искать общества человечных. Выполнив все эти требования, остаток сил им надлежит употреблять на достижение книжной учености.
-
Ученый, который лелеет любовь к комфорту, не может считаться ученым.
-
Если разрушается мышление, то разрушается и порядок.
-
Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством.
-
Благородный муж сожалеет, когда ему приходится умереть, не оправдав своей репутации.
-
Бездействие в момент, когда можно поступить по справедливости, означает трусость.
-
Жизнь действительно проста, но мы настаиваем на том, чтобы сделать ее сложной.
-
Быть высоконравственным и значит быть свободным душой. Постоянно гневающийся на кого—нибудь, беспрестранно боящийся чего—нибудь и всецело предающийся страстям не может быть свободен душой. Кто не может сосредоточиться в себе или увлекается чем—нибудь, тот видя не увидит, слыша не услышит, вкушая не различит вкуса.
-
В стрельбе из лука главное не в том, чтобы пробить шкуру, поскольку сила стрелков неодинакова. Так завещано нам с древних времен.
-
Истинно сильные не унижаются до гнева.
-
Благородный муж помогает другим в достижении блага. Он не помогает в совершении зла. Малый человек поступает наоборот.
-
Кто повторяет старое и узнает новое, тот может быть предводителем.
-
Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро — добром».
-
Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни.
-
Можно ли служить государю вместе с грубыми людьми? Еще не получив желаемого, они уже боятся его совсем не получить, а получив, опасаются утратить. А уж опасаясь утратить, они ни перед чем не остановятся.
-
Почтительный сын — это тот, кто огорчает отца и мать разве что своей болезнью.
-
Человек, лишенный человечности, не будет находится долго в стесненных обстоятельствах, он также не будет долго пребывать в праздности.
-
Те, кто не думает о будущем, навлекает на себя беду.
-
Забудьте травму, но никогда не забывайте доброту.
-
Знающему далеко до любящего, любящему далеко до радостного.
-
Благородный знает о своем превосходстве, но избегает соперничества. Он ладит со всеми, но ни с кем не вступает в сговор.
-
Когда ты исправляешь сам себя, то с чем не справишься в правлении? Когда не можешь сам себя исправить, то как же будешь исправлять других?
-
Не имеет значения, как медленно ты движешься, главное не останавливаться.
-
Когда Цзы—ся стал управителем Цюйфу, он спросил о том, как должен действовать правитель. Учитель ответил: «Не рассчитывай на скорыеуспехи и не соблазняйся малой выгодой. Поспешишь – и не добьешься цели, соблазнишься малым – и не сделаешь великого».
-
Где есть мудрость, там отсутствует заблуждение. Где есть человечность, там нет волнений. Где есть мужество, там неизвестен страх.
-
Расточительность ведет к непокорности, а бережливость – к захудалости. Но лучше захудалость, чем непокорность.
-
Закон жизни мудрых не ясен, но он все более и более выясняется для тех, кто ему следует. Закон жизни мирских людей ясен для каждого, но все более и более затемняется, чем больше людей следуют ему.
-
Все уходящее, как воды, не прекращает своего движенья день и ночь.
-
Благородному мужу легко служить, но нелегко угодить. Нельзя угодить ему, не следуя пути. В людях, которым он руководит, он ценит способности. Малому человеку трудно служить, но легко угодить. Ему можно угодить, и не следуя по пути. А у тех, кем он руководит, он всегда старается найти провинность.
-
Не достоин быть ученым тот, кто думает о сытой и спокойной жизни.
-
Мудрый человек не делает другим того, чего он не желает, чтобы ему сделали.
-
Любовь — это начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Потому что, любовь есть то, перед чем преклоняется мудрый человек.
-
Благородный муж подобен колоколу: не ударишь в него — не зазвенит.
-
Люди не могут жить, не будучи честны. Бесчестные живы лишь потому, что их пощадила судьба.
-
Не печалься о том, что никто не знает тебя, а стремись быть тем, кого могут знать.
-
Три пути есть у человека, чтобы поступать разумно: первый — самый благородный — размышление; второй — самый легкий — подражание; третий — самый горький — опыт.
-
Кто бесстыдно хвастается, тому трудно исполнить свое слово.
-
Только истинно человечный человек способен и любить, и ненавидеть.
-
Официальные документы должны быть просто понятными.
-
Ученик Цзы—Лу спросил о том, как чтить духов. Учитель сказал: «Ты еще не умеешь служить людям, как же ты сможешь служить духам?» Тогда ученик спросил о том, что такое смерть. Учитель сказал: «Ты еще не знаешь, что такое жизнь, как же ты сможешь знать, что такое смерть?»
-
Мудрый не знает волнений, человечный не знает забот, смелый не знает страха.
-
Не так просто потратить на учение три года и не помышлять о хлебе.
-
Человек может сделать путь шире. Путь не может сделать человека шире.
-
Есть ли у меня мудрость? Нет. Если бы простой человек искренне просил у меня совета, я бы просто как можно тщательнее постарался рассмотреть его положение с обеих сторон.
-
Подлинная доброта в том, чтобы любить своего ближнего.
-
Человек расширяет Путь, а не Путь расширяет человека.
-
Посмотрев на поступки человека, взгляни на их причины, установи, вызывают ли они у него беспокойство. И тогда сможет ли человек скрыть, что он из себя представляет?
-
Я передаю, а не сочиняю. Я верю в древность и люблю ее
-
Есть три вещи, заставляющие мудрого человека быть начеку. В юности, пока не устоялись кровь и жизненные силы, надо остерегаться похоти. В расцвете сил, когда кровь и жизненная сила наконец окрепли, надо остерегаться раздора. В старости, когда кровь и жизненные силы уже на исходе, надо остерегаться алчности.
-
Наша слава не в том, чтобы никогда не падать, а в том, чтобы подниматься после каждого падения.
-
Три армии можно лишить командующего, но у простого человека не отнять его надежд.
-
Прежде чем решиться на месть, выройте две могилы.
-
Правда не только существует сама по себе, но и создала все вещи. Она существует сама по себе оттого, что она — любовь; она сотворила вещи потому, что она — мудрость, естественная добродетель и Тао, объединяющее внешнее с внутренним. Хотя люди оставляют правду без внимания, но она никогда не потеряет своего значения.
-
Благородный человек знает только долг, низкий человек знает только выгоду.
-
Родительский возраст надо знать и чтобы радоваться, и чтобы тревожиться.
-
Даже в обществе двух человек я непременно найду, чему у них поучиться. Достоинствам их я постараюсь подражать, а на их недостатках сам буду учиться.
-
Считай знанием то, что знаешь, и считай незнанием незнание. Это и есть знание.
-
Лишь когда приходят холода, становится ясно, что сосны и кипарисы последними теряют свой убор.
-
Четыре достоинства благородного мужа: он вел себя благоговейно, с почтительностью служил высшим, был благосклонен к простым людям и обходился с ними справедливо.
-
Когда в стране порядок, будь смел в словах, когда в стране нет порядка, будь смел в делах, но осмотрителен в словах.
-
Знать, что нужно сделать, и не делать этого — худшая трусость.
-
Богатство и знатность – вот, что людям желанно. Если их можно достичь, лишь изменив пути, не стремитесь к ним. Бедность и униженность – вот что людям ненавистно. Если избавиться от них можно, лишь изменив пути, не гнушайтесь ими. Как сможет благородный муж, отвергнувший человечность, сохранить свое доброе имя! Благородный муж не расстается с человечностью ни во время трапезы, ни в бурные времена, ни в пору лишений.
-
Цзи Кан—цзы спросил о том, как добиться, чтобы народ был почтителен, предан и воодушевлен. Учитель ответил: — Будь с ним серьезен, и он станет почтителен; соблюдай долг сына и отца, и он будет предан, возвысь способных, наставь неумелых, и воодушевится.
-
В пятнадцать лет я стремился к учению. В тридцать утвердился в своем положении. В сорок у меня не осталось заблуждений. В пятьдесят я знал свою судьбу. В шестьдесят во всем услышанном мог отличить правду. В семьдесят был способен следовать за велениями своего сердца не творя зла.
-
Добродетель мудрецов напоминает собой путешествие в дальнюю страну и восхождение на вершину: идущие в дальнюю страну начинают свой путь с первого шага; восходящие на вершину начинают с подножия горы.
-
Весь день просиживают вместе, в разговорах не касаются справедливости, а действовать пытаются с суетной ловкостью… Ах, воистину трудно!
-
Учи всех, не делая различий.