Ларошфуко

  • Чтобы оправдаться в собственных глазах, мы нередко убеждаем себя, что не в силах достичь цели; на самом же деле мы не бессильны, а безвольны.

  • Слабость характера — это единственный недостаток, который невозможно исправить.

  • В то время как людиумные умеют выразить многое в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить — и ничего не сказать.

  • Почти все стараются расквитаться за мелкие услуги; многие чувствуют признательность и за посредственные; но за большие услуги почти все отвечают неблагодарностью.

  • Жажда заслужить расточаемые нам похвалы укрепляет нашу добродетель; таким образом, похвалы нашему уму, доблести и красоте делают нас умнее, доблестнее и красивее.

  • Люди скорее согласятся себя чернить, нежели молчать о себе.

  • Признаваясь в маленькихнедостатках, мы тем самым стараемся убедить окружающих в том, что у нас нет крупных.

  • Люди часто похваляются самыми преступными страстями, но в зависти, страсти робкой и стыдливой, никто не смеет признаться.

  • Своекорыстие говорит на всех языках и разыгрывает любые роли — даже роль бескорыстия.

  • У нас всегда хватает силы переносить горе других.

  • Величавость так же к лицу добродетели, как драгоценный убор к лицукрасивойженщине.

  • Воздержанность в еде рождена или заботой о здоровье, или неспособностью много съесть.

  • Наша искренность в немалой доле вызвана желанием поговорить о себе и выставить свои недостатки в благоприятном свете.

  • Непреклонная строгость поведения противна женской натуре.

  • Не стоит обижаться на людей, утаивших от нас правду: мы и сами постоянно утаиваем ее от себя.

  • Нам следовало бы удивляться только нашей способности чему—нибудь еще удивляться.

  • Никакое притворство не поможет долго скрывать любовь, когда она есть, или изображать — когда ее нет.

  • Мы часто клеймим чужие недостатки, но редко, пользуясь их примером, исправляем свои.

  • Порой бывают глупцы и при уме; но никогда не бывают такими при рассудке.

  • Тот, кто воображает, что может обойтись без других людей, очень ошибается; но тот, кто воображает, что другие не смогут обойтись без него, ошибается еще больше.

  • У нас всегда достанет сил, чтобы перенести несчастье ближнего.

  • Хорошо слушать и хорошо отвечать — это одно из великих совершенств, какое только возможно в разговоре.

  • Тщеславие заставляет нас поступать противно нашим вкусам гораздо чаще, чем требование разума.

  • Лицемерие — это дань уважения, которую порок платит добродетели.

  • Мы охотнее признаемся в лености, чем в других наших недостатках; мы внушили себе, что она, не нанося большого ущерба прочим достоинствам, лишь умеряет их проявление.

  • Лень незаметно подтачивает и разрушает наши стремления и достоинства.

  • Постоянство в любви — это вечное непостоянство, побуждающее нас увлекаться по очереди всеми качествами любимогочеловека, отдавая предпочтение то одному из них, то другому; таким образом, постоянство оказывается непостоянством, но ограниченным, то есть сосредоточенным на одном предмете.

  • Мы вступаем в разные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет.

  • Легче пренебречь выгодой, чем отказаться от прихоти.

  • Признательность большинства людей порождена скрытым желанием добиться еще больших благодеяний.

  • Юношам часто кажется, что они естественны, тогда как на самом деле они просто невоспитанны и грубы.

  • Здоровье души не менее хрупко, чем здоровьетела, и тот, кто мнит себя свободным от страстей, так же легко может им поддаться, как человек цветущего здоровья — заболеть.

  • Люди, чересчур предавшиеся маленькимделам, обыкновенно становятся неспособными совершать большие.

  • Если вы хотите иметь врагов, то превосходите ваших друзей; но если вы хотите иметь друзей, то пусть ваши друзья превосходят вас.

  • Человеку легче казаться достойным той должности, которую он не занимает, нежели той, в которой он состоит.

  • Когда пороки покидают нас, мы стараемся уверить себя, что это мы их покинули.

  • Искренность может быть обнаружена в считанных людях и часто является умнейшей из уловок — искренность проявляют с целью вытянуть откровенные признания… из других.

  • Когда нам удается надуть других, они редко кажутся нам такими дураками, какими кажемся мы самим себе, когда другим удается надуть нас.

  • Не может долго нравиться тот, кто умен всегда на один лад.

  • Мы охотно прощаем нашим друзьямнедостатки, которые нас не задевают.

  • Уныние — это нравственная смерть.

  • Судьбу считают слепой главным образом те, кому она не дарует удачи.

  • Человек бесхитростный, но увлеченный страстью, может убедить скорее, чем красноречивый, но равнодушный.

  • Глупыелюди могут иной раз проявить ум, но к здравому суждению они не способны.

  • Как великим умам свойственно много давать в немногих словах, так маленькиеумы, напротив, обладают даром много говорить и ничего не сказать.

  • Ревнивая жена порою даже приятна мужу: он хотя бы все время слышит разговоры о предмете своей любви.

  • Своекорыстие приводит в действие все добродетели и все пороки.

  • Вернейший способ быть обманутым — это считать себя хитрее других.

  • Мы во многом остаемся новичками, независимо от возраста, и нам часто не хватает опытности, несмотря на количество прожитых лет.

  • Воздавать должное своим достоинствам наедине с собою столь же разумно, сколь смехотворно превозносить их в присутствии других.

  • Умен не тот, кого случай делает умным, а тот, кто понимает, что такое ум, умеет его распознавать и любуется им.

  • Может ли человек с уверенностью сказать, чего он захочет в будущем, если он не способен понять, чего ему хочется сейчас.

  • Ни в одной страсти себялюбие не царит так безраздельно, как в любви; люди всегда готовы принести в жертву покой любимого существа, лишь бы сохранить свой собственный.

  • Иные безрассудства распространяются точно заразные болезни.

  • Посредственность обыкновенно осуждает все, что выше ее понимания.

  • Суждения наших врагов о нас ближе к истине, чем наши собственные.

  • Кто никогда не совершал безрассудств, тот не так мудр, как ему кажется.

  • Лесть — фальшивая монета, попавшая в обращение лишь благодаря нашему тщеславию.

  • Самолюбие переносит терпеливее осуждение наших склонностей, нежели наших мнений.

  • Наше раскаяние — это обычно не столько сожаление о зле, которое совершили мы, сколько боязнь зла, которое могут причинить нам в ответ.

  • От всей души мы хвалим обыкновенно только тех, кто восхищается нами.

  • Ум ограниченный, но здравый в конце концов не так утомителен в собеседнике, как ум широкий, но путаный.

  • Ничто так не мешает быть естественным, как желание им казаться.

  • Умеренность в жизни похожа на воздержание в еде: съел бы еще, да страшно заболеть.

  • Иные люди только потому и влюбляются, что наслышаны о любви.

  • Человек, которому никто не нравится, гораздо несчастнее того, который сам никому не нравится.

  • Доверие помогает беседе больше, чем ум.

  • Насколько ясно люди понимают свои ошибки, видно из того, что, рассказывая о своем поведении, они всегда умеют выставить его в благородном свете.

  • Мы ничего не раздаем с такой щедростью, как советы.

  • Как часто люди пользуются своим умом для совершения глупостей.

  • Ничто так не мешает естественности, как желание казаться естественным.

  • В людях не так смешны те качества, которыми они обладают, как те, на которые они претендуют.

  • Весьма мало людей, которые бы искренно хотели выслушать о себе всю правду.

  • Старость — вот преисподняя для женщин.

  • Нам почти всегда скучно с теми людьми, с которыми не полагается скучать.

  • Отличительный признак большого ума — сказать много в немногих словах: ограниченный ум, наоборот, обладает даром говорить и ничего не сказать.

  • Нет более несносных глупцов, чем те, которые не совсем лишены ума.

  • Лесть — это фальшивая монета, которая имеет хождение только из—за нашего тщеславия.

  • Наши поступки подобны строчкам буриме: каждый связывает их, с чем ему заблагорассудится.

  • Чрезмерная поспешность в расплате за оказанную услугу есть своего рода неблагодарность.

  • Высшая доблесть состоит в том, чтобы совершать в одиночестве то, на что люди отваживаются лишь в присутствии многих свидетелей.

  • Красота, ум, доблесть под воздействием похвал расцветают, совершенствуются и достигают такого блеска, которого никогда бы не достигли, если бы не остались незамеченными...

  • Люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам; люди большого ума все замечают и ни на что не обижаются.

  • Все жалуются на недостаточность своей памяти, но никто еще не пожаловался на нехватку здравого смысла.

  • В основе так называемой щедрости обычно лежит тщеславие, которое нам дороже всего, что мы дарим.

  • Большая часть молодежи думает, что она естественна, когда она бывает лишь невежлива и груба.

  • Пышность погребальных обрядов не столько увековечивает достоинствамертвых, сколько ублажает тщеславие живых.

  • Порою из дурных качеств складываются великие таланты.

  • Иной раз прекрасные творения более привлекательны, когда они несовершенны, чем когда слишком закончены.

  • Обычно счастье приходит к счастливому, а несчастье — к несчастному.

  • Кто слишком усерден в малом, тот обычно становится неспособен к великому.

  • Ты увидишь, что она ангел, только когда она повернётся к тебе спиной… но будет уже поздно.

  • Иной раз нам не так мучительно покориться принуждению окружающих, как самим к чему—то себя принудить.

  • Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности.

  • Всецело предаться одному пороку нам обычно мешает лишь то, что у нас их несколько.

  • Мы выиграли бы в глазахлюдей, если бы являлись им такими, какими мы всегда были и есть, а не прикидывались такими, какими никогда не были и не будем.

  • Зло, которое мы причиняем, навлекает на нас меньше ненависти и преследований, чем наши достоинства.

  • Чаще всего вызывают неприязнь те люди, которые твердо уверены во всеобщей приязни.

  • Высшая ловкость состоит в том, чтобы всему знать, истинную цену.

  • У всех нас достаточно силы, чтобы переносить несчастья других.

Смотрите еще афоризмы: