Фаина Раневская

  • ПиОнЭры, возьмитесь за руки и идите в жопу!

  • Какой печальный город. Невыносимо красивый и такой печальный с тяжело—болезнетворным климатом.

  • Семья заменяет всё. Поэтому, прежде чем её завести, стоит подумать, что тебе важнее: всё или семья.

  • Сейчас, когда человек стесняется сказать, что ему не хочется умирать, он говорит так: очень хочется выжить, чтобы посмотреть, что будет потом. Как будто если бы не это, он немедленно был бы готов лечь в гроб.

  • Актёрыиграли так плохо, особенно Дездемона, что когда Отелло душил её, то публика очень долго аплодировала.

  • Одиночество как состояние не поддается лечению.

  • Эпикур говорил — хорошо прожил тот, кто хорошо спрятался.

  • Теперь, в старости я поняла, что «играть» ничего не надо.

  • Настоящий мужчина — это мужчина, который точно помнит день рождения женщины и никогда не знает, сколько ей лет. Мужчина, который никогда не помнит дня рождения женщины, но точно знает, сколько ей лет — это её муж.

  • Поняла, в чём моё несчастье: скорее поэт, доморощенный философ, «бытовая» дура — не лажу с бытом! Деньги мешают и когда их нет, и когда они есть. Вещи покупаю, чтобы их дарить. Одежду ношу старую, всегда неудачную. Урод я.

  • У неё не лицо, а копыто.

  • Старухи бывают ехидны, а к концу жизни бывают и стервы, и склочницы, и негодяйки, а к старости надо добреть с утра до вечера!

  • Многие жалуются на свою внешность, и никто — на мозги.

  • Одиноко. Смертная тоска. Мне 81 год… Сижу в Москве, лето, не могу бросить псину. Сняли мне домик за городом и с сортиром. А в мои годы один может быть любовник — домашний клозет.

  • Если бы я часто смотрела в глаза Джоконде, я бы сошла с ума: она обо мне знает всё, а я о ней ничего.

  • Воспоминания — это богатства старости.

  • Я как стараяпальма на вокзале — никому не нужна, а выбросить жалко.

  • Ничто так не даёт понять и ощутить своего одиночества, как когда некому рассказать сон.

  • Если человек умный и честный — то беспартийный. Если умный и партийный — то нечестный. Если честный и партийный — то дурак.

  • После спектакля, в котором я играю, я не могу ночью уснуть от волнения. Но если я долго не играю, то совсем перестаю спать.

  • Отвратительные паспортные данные. Посмотрела в паспорт, увидела, в каком году я родилась, и только ахнула.

  • Питаться в одиночку так же противоестественно, как срать вдвоём!

  • Люди сами себе устраивают проблемы — никто не заставляет их выбирать скучные профессии, жениться не на тех людях или покупать неудобные туфли.

  • Я родилась недовыявленной и ухожу из жизни недопоказанной. Я недо… И в театре тоже. Кладбище несыгранных ролей. Все мои лучшие роли сыграли мужчины.

  • В Москве можно выйти на улицу одетой как Бог даст, и никто не обратит внимания. В Одессе мои ситцевые платья вызывают повальное недоумение — это обсуждают в парикмахерских, зубных амбулаториях, трамвае, частных домах. Всех огорчает моя чудовищная «скупость» — ибо в бедность никто не верит.

  • Говорят, любовь приходит с молоком матери. У меня любовь пришла со «слезамиматери».

  • Главное в том, чтоб себя сдерживать — или я, или кто—то другой так решил, но это истина. С упоением била бы морды всем халтурщикам, а терплю. Терплю невежество, терплю враньё, терплю убогое существование полунищенки, терплю и буду терпеть до конца дней. Терплю даже Завадского.

  • Этим ограничивается моя слава — «улицей» — а начальство не признаёт. Всё, как полагается в таких случаях.

  • В силу ряда причин я не могу сейчас ответить вам словами, какие употребляете вы. Но я искренне надеюсь, что когда вы вернётесь домой, ваша мать выскочит из подворотни и как следует вас искусает.

  • Когда я начинаю писать мемуары, дальше фразы: «Я родилась в семьебедного нефтепромышленника…», — у меня ничего не получается.

  • Получаю письма: «Помогите стать актёром». Отвечаю: «Бог поможет!»

  • Сейчас все считают, что могут быть артистами только потому, что у них есть голосовые связки.

  • Я часто думаю о том, что люди, ищущие и стремящиеся к славе, не понимают, что в так называемой «славе» гнездится то самое одиночество, которого не знает любая уборщица в театре. Это происходит оттого, что человека, пользующегося известностью, считают счастливым, удовлетворенным, а в действительности всё наоборот.

  • Ничего кроме отчаянья от невозможности что—либо изменить в моей судьбе.

  • Ну и лица мне попадаются, не лица, а личное оскорбление!

  • Старость — это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.

  • Бог мой, как прошмыгнула жизнь, я даже никогда не слышала, как поют соловьи.

  • Как бы растолковать бездарю: никто к вам не придёт, потому что от вас нечего взять. Понятна вам мысль моя неглубокая?

  • Кто бы знал моё одиночество? Будь он проклят, этот самый талант, сделавший меня несчастной…

  • Похоже, что Бог любит страдальцев. Вы когда—нибудь видели счастливого гения? Нет, каждого трепала жизнь, как травинку на ветру. Счастье — понятие для средних во всех отношениях граждан, и справедливости тут нет никакой.

  • Эта дама уже столько веков восхищает человечество, что может уже сама выбирать, на кого ей производить впечатление. (На высказанное мнение «На меня Сикстинская Мадонна впечатления не производит».)

  • У меня хватило ума прожить жизнь глупо.

  • Погода ваша меня огорчила, у нашей планеты явный климакс, поскольку планета — дама!

  • Сегодняшний театр — торговая точка. Контора спектаклей… Это не театр, а дачный сортир. Так тошно кончать свою жизнь в сортире.

  • Мне всегда было непонятно: люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства.

  • Сегодняшняя молодежь ужасная. Но еще ужаснее то, что мы не принадлежим к ней.

  • Мысли тянутся к началу жизни — значит, жизнь подходит к концу.

  • Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.

  • Я жила со многими театрами, но так и не получила удовольствия.

  • Старость — это просто свинство. Я считаю, что это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости. Господи, уже все ушли, а я всё живу. Бирман — и та умерла, а уж от неё я этого никак не ожидала.

  • Говорят, что герой не тот, кто побеждает, а тот, кто смог остаться один. Я выстояла, даже оставаясь среди зверей, чтобы доиграть до конца. Зритель ни в чем не виновен. Меня боятся…

  • Я себя чувствую, но плохо.

  • Орфографические ошибки в письме — как клоп на манишке.

  • Если бы я вела дневник, я бы каждый день записывала одну фразу: «Какая смертная тоска», и всё. Я бы ещё записала, что театр стал моей богадельней, а я ещё могла бы что—то сделать.

  • Он умрёт от расширения фантазии. (О Юрии Завадском)

  • Одиночество — это когда дома есть телефон, а звонит только будильник.

  • Мне осталось жить всего сорок пять минут. Когда же мне всё—таки дадут интересную роль?

  • Я сегодняиграла очень плохо. Огорчилась перед спектаклем и не могла играть: мне сказали, что вымыли сцену для меня. Думали порадовать, а я расстроена, потому что сцена должна быть чистой на каждом спектакле.

  • Я — выкидыш Станиславского.

  • Боже мой, несчастная страна, где человек не может распорядиться своей жопой.

  • Нет болезни мучительнее тоски.

  • Когда мне не дают роли, чувствую себя пианисткой, которой отрубили руки.

  • Я вас ненавижу. Куда бы я ни пришла, все оглядываются и говорят: «Смотри, это «Муля, не нервируй меня» идёт» (Из разговора с Агнией Барто.)

  • Старость — это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы.

  • Чтобы получить признание — надо, даже необходимо, умереть.

  • Для меня каждый спектакль мой — очередная репетиция. Может быть поэтому я не умею играть одинаково. Иногда репетирую хуже, иногда лучше, но хорошо — никогда.

  • Я обязана друзьям, которые оказывают мне честь своим посещением, и глубоко благодарна друзьям, которые лишают меня этой чести. У них у всех друзья такие же, как они сами, — контактны, дружат на почве покупок, почти живут в комиссионных лавках, ходят друг к другу в гости. Как я завидую им — безмозглым!

  • Угнетает гадость в людях, в себе самой — люди бегают, носятся, скупают, закупают, магазины пусты — слух о денежной реформе — замучалась долгами, нищетой, хожу как оборванка «Народная артистка». К счастью, мне очень мало надо.

  • Моё богатство, очевидно, в том, что мне оно не нужно.

  • Тошно от театра. Дачный сортир. Обидно кончать свою жизнь в сортире.

  • Запомни на всю жизнь — надо быть такой гордой, чтобы быть выше самолюбия.

  • Мне иногда кажется, что я ещё живу только потому, что очень хочу жить. За 53 года выработалась привычка жить на свете. Сердцеработает вяло и всё время делает попытки перестать мне служить, но я ему приказываю: «Бейся, окаянное, и не смей останавливаться».

  • Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!

  • Главное — живой жизнью жить, а не по закоулкам памяти шарить.

  • Для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли.

  • — Я не пью, я больше не курю и я никогда не изменяла мужу — потому что у меня его никогда не было. — Так что же, значит, у вас совсем нет никаких недостатков? — В общем, нет. Правда, у меня большая жопа и я иногда немножко привираю…

  • Для меня всегда было загадкой — как великие актёры могли играть с артистами, от которых нечем заразиться, даже насморком. Как бы растолковать, бездари: никто к вам не придёт, потому что от вас нечего взять. Понятна моя мысль неглубокая?

  • 85 лет при диабете — не сахар.

  • Я не умею выражать сильных чувств, хотя могу сильно выражаться.

  • Ребёнка с первого классашколы надо учить наукеодиночества.

  • И что только ни делает с человекомприрода! И это всё без наркоза!

  • Стараюсь припомнить, встречала ли в кино за 26 лет человекообразных?

  • Пионеры, идите в жопу!

  • — Почему женщины так много времени и средств уделяют своему внешнему виду, а не развитию интеллекта? — Потому что слепыхмужчин гораздо меньше, чем умных.

  • Эти новаторы погубили русский театр. С приходом режиссуры кончились великие актеры, поэтому режиссуру я ненавижу (кроме Таирова). Они показывают себя.

  • Никто, кроме мёртвых вождей, не хочет терпеть праздноболтающихся моих грудей.

  • Как ошибочно мнение о том, что нет незаменимых актёров.

  • Чтобы мы видели, сколько мы переедаем, наш живот расположен на той же стороне, что и глаза.

  • В театр хожу, как в мусоропровод: фальшь, жестокость, лицемерие, ни одного честного слова, ни одного честногоглаза! Карьеризм, подлость, алчные старухи!

  • Паспорт человека — это его несчастье, ибо человеку всегда должно быть восемнадцать, а паспорт лишь напоминает, что ты можешь жить, как восемнадцатилетняя.

  • Похороны — спектакль для любопытствующих обывателей.

  • Я не верю в духов, но боюсь их.

  • Ночью болит всё, а больше всего совесть.

  • Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!

  • Успех — единственный непростительный грех по отношению к своему близкому.

  • Цинизм. Ненавижу за его общедоступность.

  • Знаете, когда я увидела этого лысого на броневике, то поняла: нас ждут большие неприятности.

  • Самое страшное, это когда человек уже принадлежит не себе, а своему распаду.

  • Книгу писала 3 года, прочитав, порвала. Книги должны писать писатели, мыслители или же сплетники.

  • Шкаф Любови Петровны Орловой так забит нарядами, что моль, живущая в нем, никак не может научиться летать!

Смотрите еще афоризмы: